Рекомендации родителям слепых и слабовидящих детей для подготовки к школе


Хочется отметить особенности обучения детей имеющих нарушение зрения. Дошкольники с нарушением зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов. У большинства из них имеются сложности в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.
Как подготовить слепого или частично зрячего ребенка к обучению в школе?
Готовя ребенка к школе, задайте себе, прежде всего вопросы: «Владеет ли мой ребенок элементарными навыками ориентировки в знакомом и незнакомом пространстве?», «Умеет ли он обслуживать себя, сохранять опрятность, быть собранным и аккуратным?», «Стремится ли он справиться с возникшей проблемой самостоятельно или зовет на помощь близких?».
1. Причиной несформированности произвольности поведения (так это называется в психологии) является повышенная опека родителями своих слепых детей. От такой опеки страдает, прежде всего, сам ребенок, становится очень тяжелым процесс адаптации, особенно если до школы ребенок не посещал детский коллектив. Родителям необходимо с раннего возраста приучать ребенка к подчинению своих желаний определенной необходимости.
Уже с 3 лет ребенок, воспитывающийся в семье, должен знать слово «занятие». Проводить занятия надо не спонтанно, а примерно в одно и то же время (лучше утром), в удобном для вас и ребенка месте. Пусть эти занятия будут непродолжительны по времени (от 10 минут в 3-летнем до 30 минут в 6-7-летнем возрасте), но их проведение станет для ребенка привычной и неотъемлемой частью жизни.
2. Организующее действие оказывают на ребенка и поручения по дому - убрать игрушки, помочь накрыть на стол, вытереть пыль или смести крошки со стола, вымыть посуду после чая. Обязательность их выполнения должна быть для ребенка несомненной. Такие поручения вполне доступны частично зрячему и слепому ребенку при условии, если родители научили его этим действиям.
3.За полгода - год до начала школьной жизни ребенка ознакомьтесь с режимом школы, где ему предстоит учиться и старайтесь вместе с ребенком следовать этому режиму.
4. «Непослушные», слабые руки ─ проблема для первоклассников огромная. Обучение письму и чтению по системе Брайля слепых и частично зрячих детей требует сильных кистей рук, чувствительных пальцев, ребенку нужно будет производить тонкие операции, осуществлять поисковые или опознавательные движения, воспринимать рельефные изображения.
5. У ребенка следует развивать интерес к окружающему миру. Как вы отвечаете на вопросы ребенка? На любое детское «почему» можно ответить по-разному. Например, на вопрос ребенка: «Куда исчезает снег весной?» можно подробно рассказать о том, что весной пригревает солнышко, снег от тепла тает и т. д. А можно, не отвечая сразу на вопрос ребенка, предложить ему взять комочек снега домой. Пусть он сам понаблюдает (слепой ребенок при помощи осязания, слабовидящий или частично зрячий ребенок при помощи и зрения и осязания), как тает снег в тепле, подумает, куда исчезает получившаяся вода, и сам ответит на свой же вопрос. Родители должны дополнить его знания, недостаток зрительных представлений, обратить внимание на самое существенное в явлении, если это недоступно для непосредственного восприятия.
6. Хорошо, если общение родителей с ребенком активизирует его познавательный интерес. Задайте себе вопрос: «Часто ли я бываю с ребенком в лесу, в зоопарке?», «Когда в последний раз мы ходили в театр, в цирк?»
7. Интересны и очень полезны для детей с нарушенным зрением в лесу или парке игры: «Кто первый заметит?», «Кто первый услышит?», «Что изменилось?». Их смысл ─ заметить изменения и установить их причину.
8. Еще на одно необходимое условие готовности к школьному обучению ─ желание учиться. Формируется это желание не просто. Старайтесь своей занятостью или усталостью не погасить искорки детской любознательности.
9. При подготовке дошкольника с нарушением зрения к поступлению в 1-й класс полезно использовать различные дидактические игры: детское лото, домино, печатные настольные игры (разрезные картинки, игры-путешествия с фишками и пр.) Имеющиеся в продаже игры можно использовать, приспособив для восприятия слабовидящих, частично-зрячих и даже слепых детей. Так, например, для частично зрячих детей рисунок на карточке лото или разрезной картинке можно обвести черной тушью ─ так он лучше воспринимается. Для слепого ребенка простое изображение (яблоко, домик, флажок и пр.) можно заменить, аппликацией из различного вида бумаги: бархатной, глянцевой, наждачной.
10. Еще одно необходимое условие развития слепого или слабовидящего ребенка и подготовки его к школе ─ умение общаться со взрослыми людьми и особенно со сверстниками.

Источник информации

Категория: Информация по нарушению зрения | Добавил: YuSha (13.08.2021)
Просмотров: 230 | Теги: слепой ребенок идет в школу, Рекомендации родителям слепых и сла | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close