17:11  Советы родителям в это непростое для всех нас время | |
Пост от психолога Людмилы Петрановской, на которую обрушился шквал вопросов и криков о помощи по поводу дистанционного обучения детей. Рекомендации родителям детей на дистанционном обучении Автор-составитель: педагог-психолог Бирской ЗПМПК Фролова Ольга Викторовна - В первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу. - Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослых. Опыт родителей из других стран показывает, что потребуется некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции, и это нормальный процесс. - Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей о вирусе и т.д., но и не погружайтесь в длительные обсуждения ситуации пандемии и ее рисков. Не смакуйте подробности «ужасов» из интернет-сетей! - Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые вы получаете от школы по организации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую вы получаете от классного руководителя и администрации школы. Школе также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. В настоящее время существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и педагогам в дистанционном обучении. Многие родители уже используют эти платформы, поскольку они содержательно связаны с образовательными программами. - Родители и близкие школьников могут повысить привлекательность дистанционных уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком. Например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда урок превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Для ребенка — это возможность повысить мотивацию, а для родителей — лучше узнать и понять своих детей. - Во время вынужденного нахождения дома Вам и ребенку важно оставаться в контакте с близким социальным окружением (посредством телефона, мессенджера), однако необходимо снизить общий получаемый информационный поток (новости, ленты в социальных сетях). Для того чтобы быть в курсе актуальных новостей, достаточно выбрать один новостной источник и посещать его не чаще 1—2 раз в день (например, утром — после утренних дел, ритуалов, важно какое-то время побыть в покое — и вечером, но не позже чем за 2 часа до сна), это поможет снизить уровень тревоги. При общении с близкими старайтесь не центрироваться на темах, посвященных коронавирусу, и других темах, вызывающих тревогу. - Для общения с близкими посоветуйте ребенку избегать социальных сетей переполненных «информационным шумом», а иногда и дезинформацией. Выберите сами один мессенджер и попробуйте перенести важное общение туда. Лучше избегать частого посещения чатов с обсуждением актуальной ситуации в мире. Достаточно заходить туда 1—2 раза в день. Любой чат в мессенджерах можно поставить на бесшумный режим и лишь при необходимости заходить в него. - Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не надо его все время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно откладывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома — не «наказание», а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел. - Находясь дома, ребенок может продолжать общаться с классом, друзьями (звонки, ВК, групповые чаты). Родители могут подсказать идеи проведения виртуальных конкурсов (например, позитивных мемов и пр.) и иных позитивных активностей. Можно предложить подросткам начать вести собственные видеоблоги на интересующую тему. 
 
 - Важен диалог и уважительное, дружелюбное общение, чтобы ребенок сам принял решение, что он будет выполнять задания учителя. Обсудите с ним, что ему поможет, и что может помешать. Пусть он напишет свое намерение на бумаге. Собственное решение, зафиксированное письменно, станет для школьника психологической опорой, к которой можно обращаться. Оно отличается от обещания родителям, то есть внешней системе управления жизнью, в которой преобладает ответственность взрослых. - В конце каждого дня подробно обсуждайте с ребенком - что получилось, а что пока нет. Для понимания успехов и трудностей задавайте открытые вопросы, обращенные к конкретному опыту: что, как, для чего, зачем, что чувствовал, как это получилось или не получилось и т.д. В свою очередь давайте ему развернутую положительную обратную связь: опишите конкретный успешный опыт ребенка, выразите радость, восхищение, уважение. И не жалейте объятий. - Большинство школьников плохо чувствуют время и не умеют его планировать. Помогите ребенку составить план на каждый день, а вечером подробно его проговорить и мысленно прокрутить «видеофильм» завтрашнего дня. Важно, чтобы у школьника перед глазами были часы и таймер, который фиксировал бы окончание запланированного периода. Полезно разбить работу на отрезки по 15-20 минут (в трудных случаях – до 7-10 минут), между ними делать пятиминутный перерыв, в который можно заниматься чем угодно. - Без внешних стимулов и санкций, согласованных с ребенком, не обойтись. Например, один пятиклассник договорился с родителями о том, что ему через 45 дней купят аквариум с рыбками, о которых он давно мечтал. Договор составили письменно, а невыполнение его условий отдаляло исполнение мечты еще на один день. Рвение к учебе волшебным образом выросло. - Очень важна организация рабочего места. Все необходимое должно быть в зоне доступности руки, в то время как мобильный телефон и другие гаджеты – вне рабочей зоны. Экспериментально доказано: если смартфон находится в зоне досягаемости, пусть даже в выключенном состоянии, ребенок намного хуже решает математические задачи по сравнению с ситуацией, когда смартфон лежит в другой комнате. 
  | |
| 
 | |
| Всего комментариев: 0 | |
 Делает или не делает ваш ребенок уроки - далеко не главная проблема сейчас. Ее место примерно 33 в списке наших общих проблем. Чем скорее мы это осознаем, тем лучше.
 Ни дети, ни учителя не могут за пару недель перестроиться на совершенно другой формат взаимодействия, сохранив при этом качество обучения. Миссия невыполнима. Сдаемся. И принимаем философски тот факт, что дети отстанут, пропустят, не сделают, не поймут. Ваш не один такой.
 Пандемия и карантин не делают вас домашними педагогами, а ваших детей гениями самоорганизации и самомотивации. Если вы раньше не контролировали учебу своих детей, не начинайте и сейчас. Если вы раньше это делали, вспомните про номер 33 и снижайте интенсивность контроля.
 Не заражайтесь истерикой педагогов, которые требуют выполнить все абсолютно, сдать все долги, а ещё реферат по физкультуре. Им дано указание писать в скобочках после задания: по желанию. Понимайте это буквально.
 Если вы работаете, работаете дома или у вас маленькие дети кроме школьников, напишите письмо классному руководителю, в котором сообщите дружелюбно, что не имеете возможности организовывать учебный процесс и не будете иметь претензий к школе, если будут хуже оценки или пробелы в знаниях.
 Не сердитесь на учителей, им тоже тяжко, от них требуют незнамо чего, вчера и много. Сочувствуйте, давайте любую положительную обратную связь: если ребенок с удовольствием послушал урок или скучал по школе - расскажите об этом.
 Можно ставить детям интересные познавательные видео и просить написать по ним краткое резюме, тезисы, нарисовать картинки. Это полезнее, чем давиться однотипными заданиями.
 По возможности играйте с детьми в настольные, языковые, логические игры, вдохновляйте, чтобы они играли между собой или с друзьями по Интернету. Это полезно для поддержания интеллектуальной формы и настроения.