14-15 ноября 2019 года в Москве проводится III Всероссийский съезд дефектологов. Наш специалист Зиятдинова Р.Г. принимает участие в данном мероприятии.
Цель проведения III Всероссийского съезда дефектологов (далее – Съезд): выделение тенденций и обозначение перспектив развития российской дефектологической науки и практики.
Задача Съезда: актуализация вопросов совершенствования и развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации.
Ключевые вопросы Съезда:
- качество профессиональной подготовки учителей-дефектологов и учителей-логопедов в системе высшего и дополнительного профессионального образования;
- востребованность и престиж профессий учитель-логопед и учитель-дефектолог, оценки готовности к профессиональной деятельности в современных условиях, в том числе с учетом демографических и социально-экономических изменений;
- развитие отечественной дефектологии, доступность и трансляция результатов фундаментальных и прикладных исследований в практику образования и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, сопровождения их семей;
- поэтапность внедрения Стратегии развития образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, освещение основных векторов и точек роста российской системы образования детей и взрослых
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, условий и механизмов развития наиболее перспективных направлений;
- поддержка частных инициатив создания эффективных моделей специального и инклюзивного образования, психолого-педагогической реабилитации.
Сроки и место проведения III Всероссийского съезда дефектологов:
14-15 ноября 2019 года, город Москва
Место проведения:
14 ноября 2019 года (1-й день Съезда) – Концертный зал Правительства Москвы (метро «Смоленская», улица новый Арбат, д. 36)
15 ноября 2019 года (2-й день Съезда) – Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский международный Дом музыки» (метро «Павелецкая», Космодамианская набережная, д. 52, стр. 8)
Целевая аудитория:
В работе Съезда принимают участие почетные гости, официальные лица, представители органов исполнительной власти, делегаты от регионов, а также члены некоммерческих и общественных организаций.
Регламент участия и процедура регистрации
Вход на все мероприятия Съезда осуществляется по персональным приглашениям или предварительной регистрации.
Делегация каждого субъекта Российской Федерации составляет от 5 до 8 человек.
Распределение квот участников от субъекта Российской Федерации:
• специалист органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (руководитель делегации) – 1 человек;
• представитель организации дополнительного профессионального образования, обеспечивающей профессиональную переподготовку и повышение квалификации в области дефектологии – 1 человек;
• представители образовательных организаций высшего образования, расположенных в субъекте и осуществляющих подготовку по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» - до 2 человек;
• педагоги-дефектологи образовательных организаций, центров психолого-медико-педагогического сопровождения, психолого-медико-педагогических комиссий – до 4 человек.
Данные квоты являются примерными, окончательное распределение осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
Официально приглашенные лица (почетные гости): политики, общественные деятели, выдающиеся ученые – дефектологи, руководители образовательных организаций высшего образования, руководители фондов.
Контактная информация
Организационное, техническое и информационное сопровождение Съезда осуществляет федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (ФГБНУ «ИКП РАО»).
Необходимую информацию об организации и проведении Съезда можно получить по телефонам: (499) 245-04-52, (499) 246-96-66 или электронной почте: info@ikp.email
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ III ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА ДЕФЕКТОЛОГОВ
14 ноября 2019 г. (четверг)
Концертный зал Правительства Москвы (м. Смоленская, улица Новый Арбат, д. 36)
9.00 - 10.00
|
Регистрация участников
|
БРИФИНГ ПЛОЩАДКИ
|
10:00 – 11:30
|
Площадка 1.
Большой конференц-зал
|
Дефектология как наука: достижения, перспективы и пути развития
Модераторы:
Коробейников Игорь Александрович, заместитель директора ФГБНУ «ИКП РАО» по научной деятельности, доктор психологических наук;
Кобрина Лариса Михайловна, проректор по научной работе ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», доктор педагогических наук
Вопросы для обсуждения:
— современная проблематика научных исследований и отраслевая потребность системы специального и инклюзивного образования
— пути привлечения молодых исследователей в современных социально-экономических условиях
— портрет ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи – перспективы и задачи исследования
— современная наука – школе: пути научно-методической поддержки и сопровождения развивающейся практики
— возможности расширения тематики межотраслевых научных исследований
— комплексная реабилитация детей с ОВЗ и с инвалидностью – новые задачи науки и практики
— цифровизация в специальном и инклюзивном образовании
Спикеры:
Бабкина Наталия Викторовна, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», доктор психологических наук;
Гостар Анна Алексеевна, заместитель заведующего отделением по учебной работе Педагогического института ФГБОУ ВО «ИГУ», кандидат психологических наук, доцент;
Денисова Ольга Александровна, директор РУМЦ СЗФО, заведующий кафедрой дефектологического образования ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», доктор педагогических наук;
Карпова Дарья Андреевна, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе и повышению квалификации ФГБНУ «ИКП РАО»;
Кузьмичева Татьяна Викторовна, директор Психолого-педагогического института ФГБОУ ВО МАГУ, кандидат педагогических наук, доцент;
Либлинг Мария Михайловна, ведущий научный ФГБНУ «ИКП РАО», кандидат психологических наук;
Соловьева Татьяна Александровна, и.о. директора ФГБНУ «ИКП РАО», доктор педагогических наук;
Филатова Юлия Олеговна, директор учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании ФГБОУ ВО «МПГУ», доктор педагогических наук, доцент;
Хитрюк Вера Валерьевна, директор Института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка, доктор педагогических наук, доцент
|
Площадка 2.
Малый конференц-зал
|
Дополнительное профессиональное образование педагога-дефектолога: как обеспечить качество?
Модераторы:
Алмазова Анна Алексеевна, директор Института детства ФГБОУ ВО МПГУ, кандидат педагогических наук;
Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», кандидат педагогических наук
Вопросы для обсуждения:
— примерные программы дополнительного профессионального образования как средство контроля качества
— профессиональные запросы специалистов и содержание новых квалификаций - всегда ли одно соответствует другому
— дистанционное образование и электронное обучение в системе дополнительного профессионального образования педагогов-дефектологов
— профессиональная переподготовка и какой она должна быть сегодня самообразование с использованием открытых учебных онлайн курсов – перспективы развития
Спикеры:
Воронкова Валентина Васильевна, советник при ректорате ГБОУ ВО МО «АСОУ», доктор педагогических наук, профессор;
Грибова Ольга Евгеньевна, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», кандидат педагогических наук;
Григоренко Наталья Юрьевна, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук;
Сайфутдинова Рамзия Альбертовна, начальник отдела повышения квалификации и переподготовки в сфере дефектологии НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования»;
Тишина Людмила Александровна, доцент, заведующий кафедрой специального (дефектологического) образования факультета клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ, кандидат педагогических наук;
Хайртдинова Лена Фаритовна, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы», кандидат педагогических наук;
Шипилова Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ВГСПУ»;
Яковлева Наталья Николаевна, доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Института детства СПб АППО, кандидат педагогических наук
|
11:30 – 13:00
|
Площадка 1.
Большой конференц-зал
|
Стратегия развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года и перспективы ее реализации
Модераторы:
Терехина Ирина Олеговна, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России;
Соловьева Татьяна Александровна, и.о. директора ФГБНУ «ИКП РАО», доктор педагогических наук
Вопросы для обсуждения:
— приоритеты государственной политики в сфере образования и комплексной реабилитации лиц с ОВЗ и с инвалидностью
— основные векторы и точки роста в развитии национальной системы лиц с ОВЗ и с инвалидностью
— поэтапное внедрение стратегии и оценка его эффективности (целевые показатели)
— изменение роли родителей – поиск новых путей сопровождения семьи
— каким будет образование детей с ОВЗ и с инвалидностью в 2030 году
— что изменится в профессиональной жизни специалиста, работающего с обучающимся с ОВЗ и с инвалидностью, к 2030 году
Спикеры:
Абкович Алла Яковлевна, начальник Отдела перспективных научных исследований ФГБНУ «ИКП РАО», кандидат педагогических наук;
Богданова Тамара Геннадиевна, профессор кафедры психолого-педагогических основ специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, доктор психологических наук;
Вильшанская Аделя Дамировна, ведущий эксперт Ассоциации «Ассоциация инклюзивных школ», кандидат педагогических наук;
Денискина Венера Закировна, доцент кафедры тифлопедагогики Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», кандидат педагогических наук, доцент;
Ильина Светлана Юрьевна, заведующий кафедрой олигофренопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор;
Корнев Александр Николаевич, заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, доктор психологических наук;
Никольская Ольга Сергеевна, главный научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», доктор психологических наук, профессор;
Разенкова Юлия Анатольевна, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», доктор педагогических наук, доцент;
Ткачева Виктория Валентиновна, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», доктор психологических наук, профессор;
Шпицберг Игорь Леонидович, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир»;
Яхнина Елена Захаровна, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», кандидат педагогических наук, доцент
|
Площадка 2.
Малый конференц-зал
|
Система сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, проживающих в ДДИ и ПНИ
Никандрова Татьяна Сергеевна, зав. кафедрой олигофренопедагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО МПГУ, кандидат педагогических наук;
Яковлева Ирина Михайловна, заведующий кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук
Вопросы для обсуждения:
— нормативно-правовые и этические вопросы профессиональной деятельности сотрудников ДДИ/ПНИ в части организации образования лиц, проживающих в указанных организациях
— профессиональные дефициты при работе с данной категорией лиц и пути их преодоления
— проектирование адаптированных образовательных программ общего образования детей и взрослых, проживающих в ДДИ/ПНИ
— современные технологии помощи детям и взрослым, проживающим в ДДИ/ПНИ, – есть ли готовые решения
— профессиональное обучение подростков и взрослых, проживающих в ДДИ/ПНИ, и возможности его организации
Спикеры:
Бондарь Татьяна Алексеевна, учитель-логопед РБОО «Центр лечебной педагогики»;
Забрамная София Давыдовна, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «МПГУ», кандидат педагогических наук, профессор;
Иванов Евгений Александрович, педагог-организатор, ведущий специалист по IT-технологиям ГБУ ЦССВ «Вера Надежда Любовь»;
Исаева Тамара Николаевна, доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент;
Константинова Ирина Сергеевна, нейропсихолог РБОО «Центр лечебной педагогики», кандидат психологических наук;
Краснова Юлия Семеновна, координатор АНО комплексного социального обслуживания «Православный Свято-Софийский социальный дом»;
Романова Елизавета Александровна, методист ЦВС ГБУ ЦССВ «Вера Надежда Любовь», директор АНО РЦ «Вера Надежда Любовь»;
Титова Оксана Владимировна, заместитель заведующего кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики по науке Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент;
Царев Андрей Михайлович, директор Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области, директор Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР кандидат педагогических наук;
Шевырева Татьяна Вячеславовна, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «МПГУ» кандидат педагогических наук, доцент;
Шпитальский Александр Георгиевич, заместитель директора по социальной и воспитательной работе ГКУ ЦССВ «Доверие»;
Щербакова Светлана Михайловна, дефектолог АНО комплексного социального обслуживания «Православный Свято-Софийский социальный дом», г. Москва
|
13.00 – 14.00
|
Кофе-брейк
|
14.00 – 15.30
|
Площадка 1.
Большой конференц-зал
|
Специальное (дефектологическое) образование: вчера, сегодня, завтра
Модераторы:
Приходько Оксана Георгиевна, директор Института специального образования и комплексной реабилитации, заведующий кафедрой логопедии ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук;
Кантор Виталий Зорахович, проректор по инклюзивному образованию ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена», доктор педагогических наук
Вопросы для обсуждения:
— бакалавриат или специалитет – что обеспечит качество подготовки будущих специалистов дефектологов
— ФГОС 3++ как инструмент проектирования образовательных программ высшего образования при подготовке дефектологов
— целесообразность введения интернатуры или постдипломной стажировки дефектологов
— целевой набор и целевое обучение как решение проблемы кадрового дефицита педагогов-дефектологов
— учебно-методическое объединение по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» – поиск новых форм организации межвузовского взаимодействия
— сетевое партнерство вузов, общеобразовательных и общественных организаций – реалии и перспективы
— востребованность направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» среди абитуриентов
Спикеры:
Агавелян Рубен Оганесович, директор Института детства ФГБОУ ВО «НГПУ», доктор психологических наук, профессор;
Артёмова Ева Эдуардовна, декан факультета клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО «МГППУ», кандидат педагогических наук, доцент;
Буковцова Нина Ивановна, декан факультета психологии и специального образования ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», кандидат педагогичексих наук, доцент;
Волковская Татьяна Николаевна, профессор кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, доктор психологических наук;
Ворошнина Ольга Руховна, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ПГГПУ», кандидат психологических наук, доцент;
Дмитриев Алексей Андреевич, декан факультета специальной педагогики и психологии МГОУ, доктор педагогических наук, профессор;
Кулакова Елена Владимировна, декан дефектологического факультета Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», кандидат педагогических наук, доцент;
Назарова Наталия Михайловна, заведующий кафедрой психолого-педагогических основ специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, доктор психологических наук;
Скуратовская Марина Леонидовна, заведующий кафедрой дефектологии и инклюзивного образования ДГТУ, доктор педагогических наук, доцент;
Филатова Ирина Александровна, директор института специального образования ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», кандидат педагогических наук, профессор
|
Площадка 2.
Малый конференц-зал
|
Престиж и востребованность профессии «учитель-дефектолог»
Модераторы:
Филичева Татьяна Борисовна, президент Союза дефектологов, профессор кафедры логопедии ФГБОУ ВО «МПГУ», доктор педагогических наук;
Крюков Георгий Валерьевич, исполнительный директор Союза дефектологов
Вопросы для обсуждения:
— портрет современного молодого специалиста в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии
— меры стимулирования поддержки при трудоустройстве молодых специалистов
— современные условия труда – цифровизация образования, новые ассистивные технологии и инструменты психолого-педагогической реабилитации
— профессиональный стандарт педагога-дефектолога – перспективы, доработки, практика
— новые задачи профессиональной деятельности – новые требования к профессиональным компетенциям
— преимущества членства педагогов-дефектологов в региональных и межрегиональных профессиональных общественных ассоциациях
— расширение международного сотрудничества с крупнейшими профессиональными ассоциациями
Спикеры:
Арутюнян (Андронова) Лилия Зиновьевна, кнаучный руководитель специалистов речевого центра «Арлилия», андидат педагогических наук, профессор;
Балдина Екатерина Адольфовна, учитель-логопед высшей категории, победитель Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог – 2019»;
Евтушенко Илья Владимирович, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», доктор педагогических наук;
Левченко Ирина Юрьевна, заведующий лабораторией инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, доктор психологических наук;
Ли Ла, доцент Нанкинского педагогического института специального образования, КНР;
Орлова Ольга Святославна, главный научный сотрудник ФГБУ НКЦО ФМБА России, вице-президент Ассоциации фониатров и фонопедов, профессор кафедры логопедии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», доктор педагогических наук, профессор;
Симакова Оксана Сергеевна, директор Центра комплексного сопровождения инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», кандидат педагогических наук;
Сорокоумова Светлана Николаевна, профессор кафедры социологии и психологии управления Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте РФ, доктор психологических наук;
Туманова Татьяна Володаровна, член Комитета логопедической помощи при РАС Международной ассоциации логопедов и фониатров, профессор кафедры логопедии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», доктор педагогических наук, профессор;
Тюрина Надия Шамильевна, доцент кафедры психолого-педагогических основ специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук;
Чанг Маолин, декан факультета реабилитационных наук Нанкинского педагогического института специального образования, КНР
|
15 ноября 2019 г. (пятница)
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы
«Московский международный Дом музыки»
(м. Павелецкая, Космодамианская набережная, д. 52, стр. 8)
8.30-9.30
|
Регистрация участников, прием почетных гостей Съезда
|
9.30-10.00
|
Кофе-брейк
|
10.00 – 11.30
|
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
|
10.00 – 10.20
|
Васильева Ольга Юрьевна, Министр просвещения Российской Федерации
|
Приветственное слово, награждение Министром почетных участников Съезда в номинации «За личный вклад в развитие дефектологии»
|
10.20.-10.40
|
Приветственные адреса
|
Смолин Олег Николаевич, первый заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы
Малофеев Николай Николаевич, вице-президент РАО, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор
Приветственные адреса федеральных органов исполнительной власти
|
10.40-11.00
|
Доклад
|
Синюгина Татьяна Юрьевна, заместитель Министра просвещения Российской Федерации
«Государственная политика в сфере защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»
|
11.00-11.20
|
Доклад
|
Боровская Марина Александровна, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
«О модернизации дефектологического образования»
|
11.20 -11.40
|
Доклад
|
Соловьева Татьяна Александровна, и.о. директора ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», доктор педагогических наук
«Стратегия развития науки и практики в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
|
11.40-12.00
|
Выступления модераторов с предложениями в Резолюцию Съезда
|
12.00 – 13.40
|
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ СЪЕЗДА
Награждение почетных участников Съезда в номинации «За верность профессии»
|
17.30-19.00
|
Публичные лекции ведущих ученых на площадках вузов Москвы
|
|