Рекомендации для родителей  к проведению артикуляционной гимнастики
[ Скачать с сервера (406.1 Kb) ]11.04.2020, 13:18

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, то есть ребенок не осознано проделывает артикуляционную гимнастику, развивая при этом свой артикуляционный аппарат.

Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти). Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.

Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.

Статические упражнения направлены на подвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.

Динамические упражнения развивают артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.

 

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Чтобы помочь ребенку быстрее освоить звукопроизношение, родители могут заниматься с ним дома самостоятельно. При этом важно соблюдать требования к выполнению упражнений, чтобы не навредить речи ребенка. И, конечно нужно подбирать артикуляционный комплекс соответственно возрасту и возможностям ребенка.

Для того, чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил.

  1. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения в виде игры.
  2. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  3. Гимнастику не стоит проводить чаще 2-3 раз в день. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

 

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

 

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.

Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками - символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

 

Рекомендации к проведению упражнений:

 

• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

• В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.

 

Рассмотрим несколько упражнений из общего комплекса, с которых рекомендуется начинать занятия.

 

 

«Лопаточка»

Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удержать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, язык не высовывался далеко.

 

 

«Заборчик»

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.

 

«Трубочка»

Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении от 1 до 5-10.

 

«Иголочка»

Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

 

 

 

«Грибок»

Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык к нёбу (язык присасывается) и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу.

 

 

«Чашечка»

Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

 

 

 «Толстячок»

Рот закрыт. Щеки надуть.

 

 

 

 

 

«Худышка»

Губы сомкнуть. Щеки втянуть.

 

 

 

 

Это и есть статические упражнения (когда органы артикуляции не выполняют движений, а занимают какое-то положение.)

После отработки данного комплекса с детьми переходят к упражнениям динамическим.

 

 

«Качели»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно  то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводиться под счет 10-15 раз.

 

 «Часики»

Рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

 

«Вкусное варенье»

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 10-15 раз.

 

 «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему нёбу кончик языка. Щелкать языком. Челюсть неподвижна, широкий язык за верхними зубами. Выполнять                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             5-10 раз.

 

«Катушка»

Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.

Помните: гимнастика не должна надоедать ребёнку. Следите, чтобы он не уставал. Упражнения можно сопровождать небольшими стихотворениями. Играйте с детьми и развивайте их речь, её благозвучие, выразительность, хорошую дикцию.

Искренне радуйтесь успехам ребёнка, обязательно хвалите его!

 

Литература:

  1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. - –.: Астрель, АСТ, 2006.-58 с.
  2. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. Инс. По спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В.Чиркина –М.: Просвещение, 1989.-223 с.: ИЛ
Категория: учитель-логопед | Добавил: YuSha | Теги: Рекомендации для родителей  к прове
Просмотров: 284 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close