[ Скачать с сервера (406.1 Kb) ] | 11.04.2020, 13:18 |
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, то есть ребенок не осознано проделывает артикуляционную гимнастику, развивая при этом свой артикуляционный аппарат. Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией. Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти). Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение. Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений. Статические упражнения направлены на подвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата. Динамические упражнения развивают артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. Чтобы помочь ребенку быстрее освоить звукопроизношение, родители могут заниматься с ним дома самостоятельно. При этом важно соблюдать требования к выполнению упражнений, чтобы не навредить речи ребенка. И, конечно нужно подбирать артикуляционный комплекс соответственно возрасту и возможностям ребенка. Для того, чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками - символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).
Рекомендации к проведению упражнений:
• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)? • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. • В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений. • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.
Рассмотрим несколько упражнений из общего комплекса, с которых рекомендуется начинать занятия.
«Лопаточка» Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удержать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, язык не высовывался далеко.
«Заборчик» Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Трубочка» Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении от 1 до 5-10.
«Иголочка» Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
«Грибок» Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык к нёбу (язык присасывается) и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу.
«Чашечка» Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.
«Толстячок» Рот закрыт. Щеки надуть.
«Худышка» Губы сомкнуть. Щеки втянуть.
Это и есть статические упражнения (когда органы артикуляции не выполняют движений, а занимают какое-то положение.) После отработки данного комплекса с детьми переходят к упражнениям динамическим.
«Качели» Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводиться под счет 10-15 раз.
«Часики» Рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«Вкусное варенье» Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 10-15 раз.
«Лошадка» Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему нёбу кончик языка. Щелкать языком. Челюсть неподвижна, широкий язык за верхними зубами. Выполнять 5-10 раз.
«Катушка» Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. Помните: гимнастика не должна надоедать ребёнку. Следите, чтобы он не уставал. Упражнения можно сопровождать небольшими стихотворениями. Играйте с детьми и развивайте их речь, её благозвучие, выразительность, хорошую дикцию. Искренне радуйтесь успехам ребёнка, обязательно хвалите его!
Литература:
| |
| |
Просмотров: 332 | Загрузок: 6 | |
Всего комментариев: 0 | |