Рекомендации для родителей детей с ринолалилей в послеоперационный период
[ Скачать с сервера (4.03 Mb) ]06.04.2020, 11:43

В последние несколько десятилетий наблюдается значительный рост числа детей с перинатальной патологией – ринолалией.

Ринолалия (от греч. rhinos - нос, lalia - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного (от лат. пазиз - нос) тембра голоса [3].

Ринолалия характеризуется искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.

Лечение ринолалии проводится хирургическим путем: хейлопластика (операция по восстановлению верхней губы) и уранопластика (операции по восстановлению целостности дна носовой полости).

Методы уранопластики различны. Щадящая уранопластика проводится  детям от полутора лет,  при условии отсутствия противопоказаний.

Наиболее удачный путь к восстановлению анатомического строения носоглотки, - это радикальная уранопластика. Она достаточно травматична и сложна в техническом исполнении. Детям от 3 до 5 лет с её помощью корректируют несквозные расщелины, а в возрасте 5-6 лет – сквозные расщелины (односторонние и двусторонние). Не рекомендуется проводить радикальную уранопластику в раннем детском возрасте (до 3-х лет), поскольку это хирургическое вмешательство часто провоцирует медленный рост нижней челюсти [3].

Логопедическое вмешательство начинается на 15 сутки после операции, а возможно раньше. Послеоперационный период длится очень мало. Буквально 2-3 недели. Этап очень важный. Уже прошла пластическая операция и необходимо создать анатомо-физиологическую базу нормальной речи. Необходимо начинать коррекционную работу и развивать полноценное глоточное смыкание. Срочно нужно возвращаться к логопедическим занятиям! Медлить нельзя. Ведь только в первые недели после операции может быть активирована нёбная занавеска и развита её подвижность. Включаем в работу только что сформированное нёбо. Дети в этот период осознают, что появился новый орган и для чего он нужен. У ребёнка в этот период был вынужденный режим молчания. Речь больных становится крайне не разборчивая. Дети уклоняются от артикуляции. Движения причиняют боль, мягкое нёбо отёчное и неподвижное. Процесс рубцевания заканчивается через полгода, эффективность логопедических упражнений понижается. Поэтому в первые месяцы после пластики нёба логопедические занятия должны проводиться регулярно – 3 раза в неделю, а дома с ребёнком должны ежедневно заниматься родители.

Работа над дыханием.

Работа над дыханием является необходимой для воспитания правильной звуковой речи. У детей с ринолалией очень короткий неэкономный выход, расходующийся через рот и носовые ходы. Для воспитания направленной ротовой воздушной струи используются следующие упражнения:

1. Вдох и выдох носом.

2. Вдох носом, выдох ртом.

3. Вдох ртом, выдох носом.

4. Вдох и выдох ртом.

5. Упражнения с дутьём на вату (сдуть вату с ладони), на полоску бумаги.

6. Дутьё через трубку в стакан с водой.

7. Дутьё на карандаш, лежащий на гладкой поверхности.

8. Упражнения на духовых инструментах.

При систематическом выполнении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в изменении фонации и учится правильно направлять выдыхаемый воздух. Это способствует также воспитанию правильных кинестетических ощущений движения мягкого неба.

При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка, так как ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Используются различные приемы контроля: приставляется к носовым ходам зеркало, ватка, полоска тонкой бумаги и т.п.

Коррекционный процесс начинается с проговаривания гласных а и э. Возможно нёбная занавеска остаётся неподвижной, вызывается глоточный рефлекс.

Двигательная активность нёба нарастает в течение 2 недель. Гласные произносятся спокойно, протяжно. Далее гласные произносятся попарно аэ-эа. Для растяжения свежих рубцов может использоваться пение, сухое проглатывание.

Также детей учат проглатывать свою слюну 2-3 раза подряд 5-6 раз в день. Полезно полоскать горло густыми жидкостями (заваренный крахмал).

Упражнения

Произнесение слогов с сонорными «й, л, р» звуками на мягком начале, приемами «согревание рук», «слушай себя», «пульсирование звука»: «ил, ел, ял, ёл, юл, ийи, ейе, еле, юлю, элэ, эйэ, эл-элью. ал-аль, ул-уль».

Произнесение флексий, слогов, слов с сонорными в конечной позиции «лий, рий, лил, лир, рой, рыл, лы-ли-льи, рэ-ре-рье, пилу-пилю-пылью».

Произнесение звукоподражаний («разговор птенцов», призыв, радость, усталость, хохот, испуг, плач, лай, блеянье, хрюканье и т.д.) вместе с ребенком на два выдоха в созданной ситуации или показом соответствующей картинки (при всех произнесения язык - у нижних резцов): И я: и, и, и. И вы: и и и.

И я: ой ой ой. И вы: ой ой ой

И я: пи пи пи. И вы: пи пи пи

Затем в упражнениях заменить Вы на Ты.

Произнесение гласных и сонорных звуков в предложениях

И я ела, и вы ели. Я ловил, и вы ловили

Произнесение слов с подчеркиванием их окончаний.

Алый, овевай, ярый, ольховый, лелеяли, ловили, валяли

Произнесение фраз с акцентом на окончаниях слов.

Ира и Элла ели уху. Лихо! Полили ли лилию?

Произнесение слов - фишек с интонацией перечисления.

Лира, Ия, Уля, идея, верь, Лара, Илья, Юлия, ей, его, яхта

После сонорных приступают к работе над шумными фрикативными (щелевыми) звуками, а затем - смычными. При этом шумные согласные не следует произносить утрированно, а направлять воздух в места сближения органов артикуляциями или смычки без видимых усилий, легко и кратко. А гласные и сонорные произносить подчеркнуто выразительно. Здесь допускается упрощение артикуляторной работы органов речи, но не искажение произношения.

Для выработки беглости, плавности и естественности речи Л.И. Вансовская предлагает в самые короткие сроки переходить к упражнениям в развернутой живой речи. При этом, чем короче произносят согласные и длительнее гласные, тем быстрее реализуется навык слитности и ритма речи. В спонтанной речи возникают изменения интонирования в следствии словесного и логического ударений. Это надо учитывать, формируя навык деления предложений на синтагмы [1].

Велика роль пауз для кратковременного отдыха и расслабления артикуляторов (язык, губы, мягкое небо), воспитания слухового внимания и ритма речи. Смена пауз и произнесений помогает выработке продуктивного и умеренного темпа речи. Развитие речеслуховых дифференцировок. Развитие фонематического слуха направлено на дифференцировку дефектного звукопроизношения ребенка от нормального.

Одним из важных направлений формирования качественной моторной функции речи является  артикуляционная гимнастика. Основная цель применения артикуляционной гимнастики – выработка четкости, направленности движений всего артикуляционного аппарата и координация его работы с органами дыхания и голосообразования.

В комплексах артикуляционной гимнастики с целью развития функций речевого аппарата проводится пассивная и активная гимнастика. На начальных этапах работы мы проводим пассивную гимнастику (дети выполняют упражнения с помощью логопеда). Постепенно переходим к тренировке активных движений. Т.Б. Филичева отмечает, что проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка артикуляционные навыки закреплялись и автоматизировались [4].

Артикуляционная гимнастика включает комплексы:

1. Для активизации нёбно-глоточного затвора

2. Для губ и щёк

3. Для языка

Рассмотрим более подробно каждый из комплексов.

Для активизации нёбно-глоточного затвора:

1. Глотание воды маленькими порциями или имитация глотательных движений.

2. Позёвывание при открытом рте; имитация позёвывания.

смотреть далее

Категория: учитель-логопед | Добавил: YuSha | Теги: учитель-логопед Бирской ЗПМПК, массаж для ринолаликов, Зиятдинова Р.Г., консультация учителя-логопеда, Ринолалия
Просмотров: 1262 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close