Понимание и употребление предлогов
14.12.2019, 14:21

Краткая аннотация: Условно выделяется несколько групп пространственных предлогов, в соответствии с последовательностью их становления в онтогенезе: а) в, на, под; б) с, из, над; в) к, от, из-за, из-под; г) за, перед, между, через, около. Причем нельзя принимать эту последовательность как единственно возможную, логопеду как специалисту по детской речи необходимо помнить, что существуют разнообразные индивидуальные стратегии становления речевой деятельности у детей.

Исследование состояния предложного управления у детей среднего возраста проводится в процессе игры или манипуляции с предметами, причем изучаются более подробно две первые группы предлогов.

Цель: изучение понимания и употребления предлогов на предметном материале

Материал: маленькая игрушка, набор предметов для манипуляций, сюжетные картинки

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов. В процессе обследования детям задаются вопросы «Где лежит?», «Куда положили?», «Откуда взяли» и проч. При этом обращается внимание не только на адекватное употребление предлогов, но и на правильное использование падежных окончаний.

Если ребенок правильно использует предложное управление, то исследовать состояние его понимания не обязательно. А вот если он затрудняется в употреблении предложно-падежных конструкциях, тогда необходимо изучить состояние рецептивных навыков. И для этого детям в первую очередь предлагаются те предлоги и те конструкции, при использовании которых ребенок испытывал наибольшие затруднения. С этой целью используется моделирование предметной ситуации, в которых объекты манипуляции остаются неизменными, например книга и ручка. Ребенка просят показать, когда так говорят: «ручка на книге», «ручка под книгой», «ручка над книгой», «ручка с книги» и т.д.

 

Вариант 1 — составить предложения по картинкам, например: «Книга лежит на столе»; «Книга лежит в столе»; «Книга лежит под столом».

Инструкция: «Рассмотри картинку и скажи, где лежит книга».

При наличии затруднений у детей аналогичная ситуация моделируется с по­мощью реальных предметов.

Вариант 2. предполагает составление серий предложений по каждой картин­ке: «Карандаши лежат в пенале. — Карандаши достали из пенала»; «Карандаши лежат на пенале. — Карандаши взяли с пенала»; «Карандаши лежали под пена­лом.— Карандаши достали из-под пенала». — «Пенал лежал на карандашах»; «Ка­рандаши лежат за пеналом. — Пенал лежит перед карандашами.— Карандаши взяли из-за пенала»; «Карандаши лежат около пенала»; «Пенал лежит между ка­рандашами».

Инструкция: «Рассмотри картинки. Ответь на вопросы: "Где лежат каранда­ши (лежит пенал)?"; "Откуда достали карандаши?"»

Возможны наводящие вопросы в виде дополнительной помощи.

Вариант 3  Задание направлено на исследование умения использовать предлоги в связной речи.

Инструкция: «Рассмотри картинку и составь рассказ».

Возможна дополнительная помощь в виде наводящих вопросов.

Оцениваются следующие показатели:

  • количественный и качественный состав активного и пассивного словаря
  • уровень владения значением лексических единиц
  • особенности процесса становления парадигматических и синтагматических связей
  • характер лексических ошибок
  • уровень помощи взрослого

Ограничения. Методика с использованием предметных и сюжетных картинок не применяется в обследовании  детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).

Категория: учитель-логопед | Добавил: YuSha | Теги: методики для логопеда, Понимание и употребление предлогов
Просмотров: 413 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close