Обследование навыка восприятия и воспроизведения  ритмических структур
14.12.2019, 14:30

Задачи: выявление уровня сформированности ритмико-мелодической стороны речи и умения пользоваться различными слоговыми структурами при продуцировании высказывания и при его вос­приятии;

Материал. Материал представлен набором картинок и соответ­ствующих им слов-названий для обследования состояния воспри­ятия и воспроизведения ритмических структур. Названия картинок даются на обратной стороне стра­ницы: тигр, глобус, градусник, дом, сахарница, платок, мотоцик­листы, аквариум, троллейбусы, учительница, велосипед, портфе­ли, полотенце, чемодан, телевизоры, милиционер. В набор включены слова одно-пяти-сложные с различным по счету удар­ным слогом. 

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Инструкции могут быть вариативными: Рассмотрите картинки и покажите ту, название которой соответствует:

а) ритмическому образцу (образец отстукивается логопедом с акцентом на ударном слоге);

б) словесной инструкции (например: найдите картинку, в на­звании которой два слога, из которых первый — ударный).

Задание б) предъявляется детям только после предварительного обучения.

При грубом нарушении восприятия и воспроизведения рит­мических структур, а также для дошкольников необходимо обсле­дование на неречевом уровне. Для этого предлагаются следующие задания (по А.Р. Лурия):

1) определить количество ударов в предъявленном образце;

  1. воспроизвести образец (с опорой на слуховое восприятие, с дополнительной зрительной опорой);
  2. воспроизвести ритм по словесной инструкции ("Отстучи 4 раза, второй раз сильнее; отстучи 3 раза по два удара" и т.п.).

Уровни сложности предъявляемого материала варьируются в зависимости от возраста ребенка или степени выраженности ре­чевого дефекта:

Предъявление групп ритмических ударов:

  • в виде одиночных пачек по 2-3 удара (UU или UUU);
  • серий таких пачек (UU UU UU или UUU UUU UUU);
  • осложненных акцентами (UÚU, или UÚ     UÚUU, или UÚ  UÚ UÚ UÚ).

Исследование навыка фонематического восприятия

Задачи: выявление уровня сформированности фонематического восприятия особенностей, определения характера недостаточности,  ее выраженности и характера.

Материал: включает слоги, слова с  наиболее часто смешива­емыми звуками.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Фонематическое восприятие может страдать в совокупности с дефектами звукопроизношения, но в ряде случаев встречаются самостоятельные проявления фонематического недоразвития при благополучном формировании остальных сторон речи. Обследование, как правило, начинается с того, что детям предъявляются для отраженного проговаривания ряды слогов, содержащие оппозиционные согласные, которые они умеют произносить. Для детей младше 5 лет предлагается прослушать и воспроизвести 2 слога. В эти слоги включаются основные признаки согласных:

  • Различение согласных по звонкости – глухости (на примере взрывных губных согласных «П» - «Б»)
  • Различение согласных по мягкости – твердости (на примере носовых согласных «М'», «М»)
  • Различение по месту образования (на примере взрывных «Б», «Д»)
  • Различение по месту и способу образования (на примере аффрикат «Ц», «Ч», Щ»).

Слоги предъявляются прямые, в которых представлено чередование этих согласных, причем чередование пары дается несколько раз, каждый раз в ряду слогов меняется порядок из следования.

Обследование проводится в виде игры. Ребенок садится таким образом, чтобы ему не было видно артикуляции логопеда. Поэтому, если при обследовании ребенок находится напротив логопеда, то логопед должен при выполнении данного теста использовать экран, скрывающий артикуляцию. Логопед предъявляет слоги чуть в более замедленном темпе по сравнению с разговорной речью, четко произнося слоги, но не утрируя произнесение, голосом средней громкости. Ребенок должен повторить ряды слогов в точном соответствии с образцом только после того, как логопед закончит произносить этот ряд. Таким образом, не допускается сопряженное проговаривание рядов.

В случае появления затруднений проводится специальное исследование по выяснению возможных причин появления ошибок. С этой целью условия предъявления материала могут быть изменены по нескольким параметрам. Например, изменяется скорость предъявления материала; громкость предъявления материала; увеличивается уровень контроля и мотивации. Неизменно плохое качество воспроизведения, как правило, указывает на несформированность фонематического слуха первичного генеза.

При грубо выраженных недостатках различения оппозиционных фонем на бессмысленном материале можно предложить ребенку идентификацию слов, различающихся оппозиционными согласными (том – дом, мал – мял, дочка – бочка, цвет – свет и др.). При проведении данного обследования можно использовать предметные картинки (парные и непарные) или выполнять задание по описанию семантики слов через составление словосочетаний, предложений, коротких текстов.

Для детей, имеющих отклонения в формировании произносительной стороны речи видоизменяется набор оппозиционных звуков. Наряду с вышеперечисленными парами детям предлагается различение тех оппозиционных звуков, которые пропускаются, смешиваются и заменяются в их собственной речи. Поэтому может включаться: различение свистящих и шипящих звуков, «Р» и «Л». Кроме того, внимательному изучению подвергается более широкий спектр звуков, противопоставляемых в русском языке по признаку звонкости/глухости (Б – П, В – Ф, С – З, Ш – Ж и другие, а также их мягкие варианты), по признаку мягкости/твердости, по месту и способу образования.

В случае, если испытуемый не произносит или неустойчиво произносит один из исследуемых звуков, ему предлагается реаги­ровать на эти звуки какими-нибудь условными движениями или знаками: например, поднимать правую руку, когда он услышит звук "С" и левую — звук "3".

Предварительно логопед должен убедиться, что ребенок зада­ние понял и принял, а также в том, что другие обстоятельства, например, незнание понятий "право — лево", не помешают прове­дению обследования.

Если ребенок не может справиться с данным заданием по различным причинам, рекомендуется выявить его возможности по выделению определенного звука на слух из языкового материала различной сложности и протяженности. Ребенку предъявляется ряд звуков (слогов, слов или предложение) в оптимальном для данного возраста и уровня владения речью темпе.

Инструкция: "Подними руку (хлопни в ладоши), когда услышишь звук ...".

Обследование слоговой структуры слова

Материал. При отборе языкового материала необходимо соблюдать принцип доступности данного материала для детей с точки зрения семантики и возрастных произносительных особенностей.

Задачи: выявить уровень сформированности слоговых структур при продуцировании высказывания, определить характер трудностей и уровень их проявления.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Обследование может проводиться как при самостоятельном назывании предметов, в том числе, по картинкам, или в отраженном проговаривании отдельных слов, словосочетаний или предложений. В ряде случаев при обследовании звукопроизношения вербальный материал отбирается таким образом, чтобы он представлял разнообразные слоговые структуры.

Для обследования детей с грубым речевым недоразвитием создаются специальные альбомы, в которых слова расположены в соответствии с классами, выделенными А.К. Марковой. Для детей с менее грубой речевой патологией предлагаются слова сложной слоговой структуры.

При обследовании отмечается, во-первых, какими слоговыми структурами владеет ребенок, во-вторых, какими слоговыми структурами он не владеет (многосложными, сто стечением согласных), в-третьих, отмечается характер типичных ошибок.

Поскольку в слоговую структуру слова входит не только количество слогов в слове, их характер, но и акцентный контур слова, постольку в обследование включаются задания на восприятие акцентного контура: ребенку можно дать для различения слова, отличающиеся ударением, типа: зáмок – замóк, глáзки – глазкú, крýжки – кружкú.

При наличии проблем в воспроизведении слов различных слоговых структур, восприятия акцентного контура слова, детям предлагается обследование ритмико-мелодических структур на невербальном уровне.

Оцениваются следующие показатели:

  • уровень сформированности навыка владения правильным произношением в различных условиях предъявле­ния и использования языкового материала
  • характер нарушения звуков (искажения, замены, смешения)
  • особенности фонематического восприятия и фонематических представлений у ребенка, их выраженность и характер
  • уровень сформированности ритмико-мелодической стороны речи и умения пользоваться различными слоговыми структурами при продуцировании высказывания и при его вос­приятии
  • уровень помощи взрослого

Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.

Обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата

Материал: зеркало, муляж артикуляционного аппарата.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Обследование строения артикуляционного ап­парата, его двигательных функций проводится только у детей с нарушением звукопроизношения и необходимо для определения причины (где это возможно) дефектного форми­рования звукопроизношения у обследуемого ребенка.

При обследовании анатомического строения артикуляционного аппарата необходимо учи­тывать, что размеры (большой — маленький) по отношению к органам артикуляции влияют на качество звукопроизношения только в случае грубых отклонений от физиологической нормы.

При обследовании двигательных функций дополнительно от­мечаются:

  • соотношение нарушений произвольных и непроизвольных движений;
  • наличие оральной апраксии при выполнении серий движений;
  • нарушения мышечного тонуса в момент покоя и при выпол­нении двигательных проб.

Некоторые данные о возможных причинах недостаточности звукопроизносительной стороны речи логопед получает в процессе изучения анамнеза, в беседе с родителями, а также наблюдая за ребенком в процессе его деятельности. Наличие рубцов губы после операции, усиленной саливации или снижение тонуса мышц, своеобразное выражение лица ребенка и др. – это признаки, которые могут послужить пусковым моментом для углубленного исследования звуковой стороны речи, а также строения и двигательных функций артикуляционного аппарата.

Обследование лучше начинать с изучения состояния двигательных функций артикуляционного аппарата. Детям предъявляется небольшое количество упражнений, направленных на принятие позы, переключения с одной позы на другую, удержание позы и многократное ее повторение. Нагрузка дается на все подвижные органы артикуляционного аппарата: губы, щеки, язык, нижняя челюсть, мягкое небо. Особое внимание уделяется тем органам и тем мышцам, которые участвуют в произнесение дефектного звука и не участвуют в произнесении сохранных звуков.

Сначала упражнения проводятся в игровой форме на уровне непроизвольных движений – имитации витальных артикуляционных позиций: «Покажи, как ты целуешь маму, как кошка язычком лакает молоко, оближи ложку с вареньем, дотянись языком до носа». Далее ребенку предлагается выполнить аналогичные упражнения на основе имитации движений логопеда («делай как я») с привлечением зеркала по инструкции, т.е. на осознанном уровне. Полученные данные сопоставляются.

Продолжительность выполнения упражнений – не более 5 - 7 минут одноразово. При этом упражнения на удержание выполняется не дольше 10 секунд каждая поза, а количество повторений упражнения при его многократном воспроизведении 4 – 6 раз.

Кроме упражнений, позволяющих наблюдать за работой артикуляционных мышц при различных нагрузках, для уточнения заключения логопеду необходимо предложить упражнения для выявления состояния состояние двигательных функций мимических мышц. Ребенку даются задания: «покажи, какой ты сердитый», «какой кислый лимон», «ты удивлен» и др.

В ходе выполнения этих упражнений можно осмотреть строение органов артикуляции.

Для этого попросите ребенка широко открыть рот. Ребенок в этот момент должен располагаться так, чтобы его ротовая полость была хорошо освещена. При необходимости можно пальпировать твердое небо (при подозрении на наличие субмукозной расщелины или для обследования послеоперационного шва при открытой

 

Категория: учитель-логопед | Добавил: YuSha | Теги: Исследование навыка фонематического, Обследование слоговой структуры сло, Обследование строения и двигательны, Обследование навыка восприятия и во
Просмотров: 1053 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close