Методика обследования звуковой сто­роны речи
14.12.2019, 14:30

Краткая аннотация. Методика обследования звуковой стороны речи включает диагностику звукопроизношения, фонематического восприятия и фонематического слуха, слоговой структуры слова.

Цель: Обследование звукопроизношения

Задачи:

  • выявление звуков, произносимых детьми правильно и дефек­тно;
  • определение уровня сформированности навыка владения правильным произношением в различных условиях предъявле­ния и использования языкового материала (при изолированном произнесении; отраженно; в отработанных ранее слогах, словах и предложениях; при фиксации внимания на качестве произнесе­ния; в спонтанной речи и проч.);
  • выяснение характера нарушения звуков (искажения, замены, смешения) на материале различного уровня сложности.

Материал. Речевой материал, который предъявляется ребенку для восприятия и воспроизведения, можно условно разбить на три подвида: слог или слово, содержащие один из обследуемых звуков; пара слогов или слов, близких по звучанию и включающих оппозиционные звуки; слог или слово, содержащие не менее двух оппозиционных звуков. Дидактический материал: предметные и сюжетные картинки. 

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Целенаправленное обследование звукопроизношения проводит­ся только в тех случаях, когда в предварительной беседе с роди­телями (педагогом) обнаруживаются жалобы на несоответствие произносительных навыков возрастным или региональным нор­мативам или при общении с ребенком выявляются нарушения звуковой стороны речи.

Отмечаются следующие недостатки звуков:

  • Отсутствие звука,
  • Искажение звука,
  • Замены звуков (устойчивые или неустойчивые)
  • Смешения звуков (устойчивые и неустойчивые).

Для оценки качества звукопроизношения и определения направлений коррекции определяется уровень, на котором звукопроизношение сформировано недостаточно:

  • В самостоятельной (спонтанной) речи
  • На специально отобранном материале (в словах, слогах) под контролем сознания
  • Изолированное произнесение.

Обследование звукопроизношения проводится в процессе деятельности ребенка и в совместной деятельности с логопедом.

Обследование проводится в игровой форме. В качестве усложненного материала для выявления звуков группы риска в области замен и смешений (особенно неустойчивых вариантов) детям 3-5 лет можно предъявлять отраженное проговаривание коротких стихотворений, насыщенных этими звуками.

Обследование рекомендуется начинать только после того, как был установлен устойчивый эмоциональный контакт между ре­бенком и логопедом. Во время проведения обследования желатель­но сначала предъявлять ребенку более сложный материал, в даль­нейшем корригируя уровень его сложности в ту или иную сторо­ну. Эффективность обследования повышается, если ребенок закан­чивает каждую пробу успешно. При этом у него формируется положительное впечатление об обследовании, которое способству­ет дальнейшему повышению мотивации при выполнении предъяв­ляемых заданий.

Кроме того, обследование рекомендуется начинать с заданий, направленных на изучение качества звуковой стороны речи в продуктивных видах деятельности (составление предложений, называние предметов на картинках, по заданию). Репродуктивные виды речи (повторение по образцу) исследуются в том случае, если в активной речи данная фонема или слоговая структура отсутству­ет или необходимо специальное обследование качества фонемовосприятия.

Весь языковой материал, в зависимости от уровня его линг­вистической сложности и сроков появления в речи детей, распре­делен по трем группам-уровням:  А, Б.

При исследовании состояния звукопроизношения на уровне А предлагаются прямые, обратные и закрытые слоги, а также 1 - 3-сложные слова со стечениями согласных на границе слогов, которыми в онтогенезе дети овладевают в относительно раннем возрасте, а при общем недоразвитии речи — на I - II уровнях независимо от возраста. Уровень Б содержит слоги и 1 - 3- сложные слова со стечени­ем двух согласных и 4-сложные слова без стечения.

Необходимо отметить, что в зависимости от уровня слова усложняются не только по слоговому составу, но и по семантике.

В ходе обследования ребенку могут быть предложены следу­ющие виды заданий:

  • прослушать и повторить за логопедом слоги/слова;
  • назвать предметы, которые изображены на картинках;
  • составить предложение по картинке (составить рассказ по картинке);

При использовании картинного материала необходимо преж­де всего убедиться, что ребенку понятно изображение и в его сло­варном запасе есть соответствующая лексема. Если испытуемый затрудняется сразу назвать картинку, логопед помогает ему на­водящими вопросами, подсказывает ему первый слог слова. При этом специалисту необходимо правильно квалифицировать харак­тер затруднений ребенка:

а) не знает слова;

б) не может воспроизвести слово данной слоговой структуры;

в) затрудняется в произнесении отдельных звуков в составе данного слова.

Представленный в данном задании материал также можно раз­делить на три подгруппы:

  • слова, содержащие один из исследуемых звуков в различной позиции (начало, середина, конец слова);
      • слова-паронимы;
      • слова, включающие не менее двух оппозиционных звуков.

При составлении предложений и текстов от ребенка требует­ся не только составить значимое высказывание, но и обращается внимание на необходимость использования материала, в котором исследуемые звуки встречаются наиболее часто. Поэтому предла­гаемые нами "примерные предложения" могут носить искусствен­ный характер.

В процессе обследования, чтобы добиться необходимой насы­щенности материала нужными логопеду звуками, ребенку полез­но задавать наводящие вопросы, добиваясь использования развер­нутых высказываний.

Формулировки инструкций изменяются в зависимости от воз­раста и уровня подготовленности ребенка.

В процессе обследования в случае появления затруднений логопед может оказывать помощь различного уровня:

- задавать уточняющие и наводящие вопросы;

- составлять предложение или текст вместе с ребенком;

- попросить повторить предложение по заданному образцу и др.

 

Категория: учитель-логопед | Добавил: YuSha | Теги: Методика обследования звуковой сто­
Просмотров: 344 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close