14.12.2019, 14:30 | |
Краткая аннотация. Методика обследования звуковой стороны речи включает диагностику звукопроизношения, фонематического восприятия и фонематического слуха, слоговой структуры слова. Цель: Обследование звукопроизношения Задачи:
Материал. Речевой материал, который предъявляется ребенку для восприятия и воспроизведения, можно условно разбить на три подвида: слог или слово, содержащие один из обследуемых звуков; пара слогов или слов, близких по звучанию и включающих оппозиционные звуки; слог или слово, содержащие не менее двух оппозиционных звуков. Дидактический материал: предметные и сюжетные картинки. Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов. Целенаправленное обследование звукопроизношения проводится только в тех случаях, когда в предварительной беседе с родителями (педагогом) обнаруживаются жалобы на несоответствие произносительных навыков возрастным или региональным нормативам или при общении с ребенком выявляются нарушения звуковой стороны речи. Отмечаются следующие недостатки звуков:
Для оценки качества звукопроизношения и определения направлений коррекции определяется уровень, на котором звукопроизношение сформировано недостаточно:
Обследование звукопроизношения проводится в процессе деятельности ребенка и в совместной деятельности с логопедом. Обследование проводится в игровой форме. В качестве усложненного материала для выявления звуков группы риска в области замен и смешений (особенно неустойчивых вариантов) детям 3-5 лет можно предъявлять отраженное проговаривание коротких стихотворений, насыщенных этими звуками. Обследование рекомендуется начинать только после того, как был установлен устойчивый эмоциональный контакт между ребенком и логопедом. Во время проведения обследования желательно сначала предъявлять ребенку более сложный материал, в дальнейшем корригируя уровень его сложности в ту или иную сторону. Эффективность обследования повышается, если ребенок заканчивает каждую пробу успешно. При этом у него формируется положительное впечатление об обследовании, которое способствует дальнейшему повышению мотивации при выполнении предъявляемых заданий. Кроме того, обследование рекомендуется начинать с заданий, направленных на изучение качества звуковой стороны речи в продуктивных видах деятельности (составление предложений, называние предметов на картинках, по заданию). Репродуктивные виды речи (повторение по образцу) исследуются в том случае, если в активной речи данная фонема или слоговая структура отсутствует или необходимо специальное обследование качества фонемовосприятия. Весь языковой материал, в зависимости от уровня его лингвистической сложности и сроков появления в речи детей, распределен по трем группам-уровням: А, Б. При исследовании состояния звукопроизношения на уровне А предлагаются прямые, обратные и закрытые слоги, а также 1 - 3-сложные слова со стечениями согласных на границе слогов, которыми в онтогенезе дети овладевают в относительно раннем возрасте, а при общем недоразвитии речи — на I - II уровнях независимо от возраста. Уровень Б содержит слоги и 1 - 3- сложные слова со стечением двух согласных и 4-сложные слова без стечения. Необходимо отметить, что в зависимости от уровня слова усложняются не только по слоговому составу, но и по семантике. В ходе обследования ребенку могут быть предложены следующие виды заданий:
При использовании картинного материала необходимо прежде всего убедиться, что ребенку понятно изображение и в его словарном запасе есть соответствующая лексема. Если испытуемый затрудняется сразу назвать картинку, логопед помогает ему наводящими вопросами, подсказывает ему первый слог слова. При этом специалисту необходимо правильно квалифицировать характер затруднений ребенка: а) не знает слова; б) не может воспроизвести слово данной слоговой структуры; в) затрудняется в произнесении отдельных звуков в составе данного слова. Представленный в данном задании материал также можно разделить на три подгруппы:
При составлении предложений и текстов от ребенка требуется не только составить значимое высказывание, но и обращается внимание на необходимость использования материала, в котором исследуемые звуки встречаются наиболее часто. Поэтому предлагаемые нами "примерные предложения" могут носить искусственный характер. В процессе обследования, чтобы добиться необходимой насыщенности материала нужными логопеду звуками, ребенку полезно задавать наводящие вопросы, добиваясь использования развернутых высказываний. Формулировки инструкций изменяются в зависимости от возраста и уровня подготовленности ребенка. В процессе обследования в случае появления затруднений логопед может оказывать помощь различного уровня: - задавать уточняющие и наводящие вопросы; - составлять предложение или текст вместе с ребенком; - попросить повторить предложение по заданному образцу и др.
| |
| |
Просмотров: 399 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |