Методика обследования просодической стороны речи
14.12.2019, 14:38

 

Краткая аннотация. Для ряда форм речевой патологии (ринолалия, дизартрия)  одним из характерных признаков являются изменения качественных характеристик голоса: тембра, высоты, силы. Дисфония может выступать как самостоятельный изолированных дефект, так и в качестве одного из симптомов речевого дефекта, иметь различную этиологию, в том числе, при наличии сочетания нескольких травмирующих факторов. Кроме того, недостатки интонационной стороны речи могут присутствовать в структуре системного недоразвития речи

Цель: выявить наличие дисфонии или других отклонений в развитии просодической стороны речи.

Методические рекомендации по процедуре проведения и оценке результатов

Качества голоса выявляются в ходе целенаправленной беседы. Правильно построенная беседа позволяет выявить особенности изменения голоса во время общения, голосовой нагрузки.

Для определения времени максимальной фонации предлагается после предварительного вдоха протяженности произнести гласный звук. Время фонации замеряется секундомером. для объективизации показателя пробу повторяют трижды, вычисляя среднее арифметическое.

Определение гипоназализации и гиперназализации проводится на вербальном материале, насыщенном согласными «м», «м'», «н», «н'». пробу проводят дважды с закрытыми и открытыми носовыми проходами.

Темп речи также оценивается в процессе беседы, также в процессе работы по обследованию связной речи.

Оцениваются следующие показатели:

  • тип дыхания;
  • интенсивность голоса (сильный, нормальный, слабый, иссякающий);
  • характер голосообразования и атака голоса (твердая, мягкая, придыхательная);
  • тональность звучания (низкий, нормальный, высокий, фальцет);
  • тембр (чистый, хриплый, дрожащий, глухой, назализованный);
  • продолжительность максимальной фонации;
  • темп речи.

Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости, выраженными нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.

Категория: учитель-логопед | Добавил: YuSha | Теги: Методика обследования просодической
Просмотров: 572 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close