Методика наблюдения за коммуникативным поведением ребенка
14.12.2019, 14:01

Данные, получаемые в ходе наблюдения позволяют судить о коммуникативной активности ребенка, характере используемых вербальных и невербальных средств, а также о сформированности функциональной базе речи: наличии мотивационной готовности к общению, к взаимодействию со взрослым в процессе игровой и/или манипулятивной деятельности, характер и степень активности подражательной деятельности в игре, а также при предъявлении вербального материала.Важным условием является создание условий для непосредственного общения ребенка в процессе игры или взаимодействия со взрослым.

Варианты: наблюдение за совместной деятельностью матери (или другого близкого родственника) и ребенка; наблюдение в процессе совместной деятельности с незнакомым человеком.

Цели и задачи:

  • Выявить особенности коммуникативного поведения.
  • Определить специфику использования лингвистических и паралингвистических  и паракинесических (экстралингвистических) средств.

Паракинесика – система невербальных несловесных знаков, прежде всего жесты, сопровождающие речь и мимика лица. Служит средством увеличения или изменения информации. Имеет национальную специфику.

Паралингвистика – все связанное с акустическими характеристиками голоса: тембр, высота, громкость, паузация, интонационный рисунок речи, явления необычно (неканонической) фонетики и проч. (хороший – хороооший, и проч.).

Материал для обследования: игры и игрушки различного характера, предназначенные для детей данного возраста, картиночный материал. 

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Вариант 1. Специалисты наблюдают за особенностями общения ребенка и матери в процессе их совместной деятельности с игрушкой или с игрой.

 Отмечается активность и инициативность ребенка в процессе общения или его нежелание вступать в контакт, стратегии материи по выстраиванию взаимодействия с ребенком, частота обращений ребенка к матери за помощью и/или оценкой собственных действий, наличие эгоцентрической речи в процессе манипуляций/игры с предлагаемым материалом. Также фиксируется, какие средства ребенок использует в процессе общения, насколько требовательна мать в отношении использования вербальных средств. Попутно отмечается объем активного словаря, наличие фразовой речи и ее развернутость (при наличии), богатство использования паралингвистических средств, паракинесических средств.

Вариант 2. Общение ребенка с посторонним. В процессе игры (манипуляции с объектами) взрослый стимулирует ребенка к общению. Если у ребенка отсутствует речь, в ходе игры взрослый стимулирует эхолалию на уровне лепетной речи и отдельных звукоподражаний. Процедура диагностического этапа начинается с установления контакта с ребенком. В зависимости от возраста ребенка и его личностно-типологических особенностей она может протекать несколькими путями. Если у дошкольника выражен речевой негативизм, контакт формируется в процессе игры или предметно-практической деятельности ребенка в нейтральном для ребенка месте, например, на полу или у полки (столика) с игрушками.

Иногда, при выраженном элективном мутизме начало обследования проводят «из-за угла». Логопед просит маму организовать с ребенком какую-либо деятельность, например игру или рассматривание картинок сначала в отсутствие логопеда. Постепенно логопед начинает обозначать свое присутствие, но не вмешивается в ход работы мамы и ребенка. Постепенно время его присутствия увеличивается и, наконец, логопед включается в деятельность ребенка. Показателем успешности включения будет служить неснижающаяся активность ребенка.

Оцениваемые показатели

  • различие в стилях общения ребенка с матерью и с незнакомым взрослым;
  • уровень сформированности коммуникативных средств и их качество;
  • возможность и темп формирования навыка эхолалии (у безречевых детей с нормой слуха).

Ограничения. Методика не имеет ограничений.

 

 

Категория: учитель-логопед | Добавил: YuSha | Теги: выявляющие особенности состояния вс, Методика наблюдения за коммуникатив, методики исследования речи, методики, используемые логопедом
Просмотров: 747 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close