Работа со сборно-разборными игрушками с детьми с тяжелой интеллектуальной недостаточностью
[ Скачать с сервера (17.8 Kb) ]11.04.2020, 13:18

В каждой стране есть дети с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны на сегодняшний день.

Во всех учреждениях имеются программы обучения этих детей. При обучении младшего возраста основное внимание уделяется самообслуживанию, развитию двигательных навыков, предметно-практической деятельности и речи. В старшем возрасте главное место отводится трудовой и социальной адаптации детей[1].

Имея грубые нарушения познавательной деятельности, речи и эмоциональной сферы, они не способны к самостоятельной жизни и требуют постоянного надзора и опеки. Однако при организации специального обучения они усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, т.е. могут быть в определенной степени интегрированы в общество.

Конструирование сборно-разборных игрушек является новым видом работы, который вводится на втором году обучения для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. В процессе овладения умением собирать части в целое («ремонтировать» игрушки) дети знакомятся с основными особенностями строения фигуры человека и тела животных, с приемами соединения отдельных элементов, учатся узнавать целое по отдельным частям, создавать целостный образ объекта.

Задача формирования у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью представления о принципах построения человеческой фигуры и тела животных является чрезвычайно важной и нелегкой. 

Изучая игры дошкольниковс тяжелой интеллектуальной недостаточностью, мы видим чрезвычайно скудное отражение в них жизненных ситуаций. Такие дети многого не видят, не замечают. Человек не является для них предметом особого интереса.

Отсутствие подлинной заинтересованности жизнью окружающих находит свое отражение и в их рисунках. В отличие от нормально развивающихся сверстников, они почти не изображают человека и животных. Это оказывается для них возможным и доступным лишь при особой организации обучения, которое включает в себя ознакомление с построением фигуры человека и тела животных, что необходимо даже нормально развивающимся детям.

Дети с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не изобретают таких изображений без специального обучения, тема «Человек, его занятия, труд, отношения» ими как бы игнорируется. Включение же в программу работы со сборно-разборными игрушками существенно помогает детям в преодолении многих трудностей, связанных с изображением человеческой фигуры. Работа со сборно-разборными игрушками способствует формированию у детей представлений о конструктивных особенностях живых объектов, развивает и уточняет ориентировку детей и схеме человеческого тела[2].

Конструирование сборно-разборных игрушек занимает примерно треть всего времени, отведенного на данный раздел. Таким образом, в квартал проводится три-четыре занятия. Если педагог видит, что дети испытывают трудности в данной работе, то он учитывает это при планировании работы.

Чтобы занятия проходили интересно для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, нужно позаботиться о наглядных пособиях, а именно о сборно-разборных игрушках. Фабрики, на которых изготавливают игрушки, в последнее время освоили выпуск сборных петушков, Буратино и др. Однако использовать их в качестве учебного пособия на занятиях не очень удобно из-за громоздкости, а также из-за сложности имеющихся в них соединений (часть из них включает элементы завинчивания). Поэтому обычно сборно-разборные материалы педагоги готовят сами.

Хорошие учебные игрушки можно изготовить из небольших по размеру мягких игрушек: зайчиков, мишек, белок и других зверьков. При подготовке пособий для ознакомления со строением тела животных нужно позаботиться о том, чтобы эти же игрушки могли пить использованы и для демонстрации позы (например, мишки, поящего на задних лапах и на всех четырех). Целые игрушки осторожно разъединяют: отделяют лапы и голову. На местах соединений пришивают кнопки или петли с пуговицами. Иногда удобными оказываются петли и крючки. В каждом конкретном случае, надо подумать, какой вид креплений будет самым подходящим. Сборно-разборная игрушка готова. Такие игрушки нужно сделать для каждого ребенка (чтобы обеспечить всех-детей в подгруппе). Для, этой цели используют также и пластмассовые игрушки, продающиеся в магазинах в достаточном ассортименте. Разъединение частей делается разогретым ножом. Туловище осторожно отделяют от конечностей и головы. Отверстия, получившиеся в результате отделения частей, нужно заделать, приклеив «липучки»[1].

Конструирование сборно-разборных игрушек следует проводить в виде «ремонта» поломавшихся в ходе игр зверей и кукол. Дело в том, что у некоторых детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью можно наблюдать склонность к разрушениям, агрессивным вспышкам, негативному поведению. Поэтому занятия со сборными игрушками следует направлять на коррекцию этих недостатков, пробуждая у ребенка желание восстановить, починить игрушку, с тем чтобы ею вновь можно было играть. Иначе занятия могут обернуться совсем иной стороной и оказаться бесполезными, даже вредными, так как только усилят те отрицательные склонности воспитанников, которые нужно сглаживать и преодолевать.

Обучая детей конструированию целого, их внимание привлекают к различению передних и задних лап у животных, рук и ног, головы и туловища у человека, ориентируясь при этом на существенные признаки. Знакомя детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностьюс конструированием сборно-разборной куклы, полезно использовать специально сшитую куклу наподобие Евы из спектакля «Сотворение мира», применять шуточные приемы, когда вместо рук Еве «прикрепили» ноги (ведь такая ошибка у детей встречается довольно часто).

Перед конструированием целого полезно проводить упражнения по опознаванию целого по отдельным частям. («Мы сейчас будем ремонтировать игрушки, но сначала надо разобраться, какие части здесь от куклы, а какие от зайца»). Дети стараются догадаться, к какой из игрушек относится та или иная деталь.

Детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностьюнравятся эти занятия, у них появляется желание и в повседневной жизни починить игрушки, например, прикрепить отлетевшее у машины колесо; нередко можно видеть ребенка, который протягивает взрослому куклу с оторванной рукой, обращаясь с просьбой о помощи («Никак...»).

Мы можем сделать вывод о том, что работа со сборно-разборными игрушками оказывает положительное влияние не только на умственное развитие детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, но и на их нравственное становление, на развитие их личности.

 

Литература

1. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.

2. Мельнова, В. И. Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками / В.И. Мельнова, О.Н. Кравцова. – Текст: непосредственный, электронный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. –Краснодр: Новация, 2017. – С. 74-76.

Категория: учитель-дефектолог | Добавил: YuSha | Теги: Работа со сборно-разборными игрушка
Просмотров: 519 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close