Рекомендации для родителей слабовидящего ребенка по выполнению домашних заданий по чтению учащегося младших классов
07.04.2020, 17:42

Обучение чтению слабовидящего ребенка приобретает для него характер коренной перестройки его жизнедеятельности, повышает активность, формирует устойчивую познавательную установку. При систематическом чтении достигается овладение миром идеальных и, вместе с тем, наглядных представлений, восполняющих некоторый недостаток зрительных ощущений, а обучение чтению, становится средством формирования компенсаций, расширяющей возможности овладения действительностью.

Необходимо обеспечить условия для чтения: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае, у младшего школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.

Помните!

- место для занятий чтением должно быть хорошо освещено.

- не допускайте переутомления зрения. Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на какой-то период времени. Еще лучше глаза отдохнут, если их дополнительно прикрыть ладонями, чтобы полностью исключить свет.

- научите детей бережно обращаться с очками и правильно ими пользоваться.

Родителям нужно научиться объективно оценивать возможности своего ребёнка. Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет.

Выработайте у школьника привычку, еще до начала работы, уточнить все задания и приготовить все необходимое.

Слабовидящий ребенок не имеет возможности использовать зрительный контроль при выполнении своих действий поэтому:

- взрослому необходимо повторять действие столько раз, сколько это необходимо для усвоения ребенком процесса выполнения действий;

- необходимо использование совместного выполнения (взрослого и ребенка) задания;

- важно обеспечить переход от полного к частичному совместному выполнению задания, предоставляя ребенку все больше самостоятельности.

Проверять себя он будет, поначалу, с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу.

При обучении чтению слабовидящего ребенка возможно применение специальных оптических и технических средств, способствующих облегчению процесса чтения (лупы, аппаратурные приборы и т. п).

Как работать с трудностями:

- если наблюдается потеря читаемой строки – использовать трафаретные закладки.

- если темп чтения низкий – применять чтение под взмах руки, счет, скороговорки.

- если ребенок не понимает значения слов, имеющих абстрактные признаки (мгла, тишина, темнота, изморозь и т. п.), а также значения устойчивых словосочетаний и образных выражений – использовать объяснения взрослого, замену синонимом (близким к жизни ребенка), побеседовать о содержании прочитанного.

- если есть трудности чтения обратных слогов (уж, ум, ох, ус и т. п.) устранять приемом наращения, а затем усечения согласного (ум—шум — ум—ус) или путем преобразования слов, с заменой согласного, а затем гласного звука (ум - ух - ох).

- ошибки искажений устранять с помощью звукового анализа слова, затем выяснения его смыслового значения.

- для развития словарного запаса ребенка использовать картинные словари, словари синонимов и антонимов, вырабатывать умение подбирать обобщающее слово (яблоко, груша, виноград – это фрукты).

- использовать упражнения для определения смыслоразличительного значения слов - замена букв в словах, создающих новое значение (полка—пилка—палка).

 

Помогайте ребенку преодолевать свойственную для слабовидящих неуверенность, учите его проявлять настойчивость и старательность при выполнении домашних заданий по чтению.

Желаем успехов! У вас все получится!

Категория: консультации тифлопедагога | Добавил: YuSha | Теги: Рекомендации для родителей слабовид, Уроки чтения, Зрение ребенка, бережем зрение
Просмотров: 265 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close