07.04.2020, 17:42 | |
Обучение чтению слабовидящего ребенка приобретает для него характер коренной перестройки его жизнедеятельности, повышает активность, формирует устойчивую познавательную установку. При систематическом чтении достигается овладение миром идеальных и, вместе с тем, наглядных представлений, восполняющих некоторый недостаток зрительных ощущений, а обучение чтению, становится средством формирования компенсаций, расширяющей возможности овладения действительностью. Необходимо обеспечить условия для чтения: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае, у младшего школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе. Помните! - место для занятий чтением должно быть хорошо освещено. - не допускайте переутомления зрения. Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на какой-то период времени. Еще лучше глаза отдохнут, если их дополнительно прикрыть ладонями, чтобы полностью исключить свет. - научите детей бережно обращаться с очками и правильно ими пользоваться. Родителям нужно научиться объективно оценивать возможности своего ребёнка. Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет. Выработайте у школьника привычку, еще до начала работы, уточнить все задания и приготовить все необходимое. Слабовидящий ребенок не имеет возможности использовать зрительный контроль при выполнении своих действий поэтому: - взрослому необходимо повторять действие столько раз, сколько это необходимо для усвоения ребенком процесса выполнения действий; - необходимо использование совместного выполнения (взрослого и ребенка) задания; - важно обеспечить переход от полного к частичному совместному выполнению задания, предоставляя ребенку все больше самостоятельности. Проверять себя он будет, поначалу, с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу. При обучении чтению слабовидящего ребенка возможно применение специальных оптических и технических средств, способствующих облегчению процесса чтения (лупы, аппаратурные приборы и т. п). Как работать с трудностями: - если наблюдается потеря читаемой строки – использовать трафаретные закладки. - если темп чтения низкий – применять чтение под взмах руки, счет, скороговорки. - если ребенок не понимает значения слов, имеющих абстрактные признаки (мгла, тишина, темнота, изморозь и т. п.), а также значения устойчивых словосочетаний и образных выражений – использовать объяснения взрослого, замену синонимом (близким к жизни ребенка), побеседовать о содержании прочитанного. - если есть трудности чтения обратных слогов (уж, ум, ох, ус и т. п.) устранять приемом наращения, а затем усечения согласного (ум—шум — ум—ус) или путем преобразования слов, с заменой согласного, а затем гласного звука (ум - ух - ох). - ошибки искажений устранять с помощью звукового анализа слова, затем выяснения его смыслового значения. - для развития словарного запаса ребенка использовать картинные словари, словари синонимов и антонимов, вырабатывать умение подбирать обобщающее слово (яблоко, груша, виноград – это фрукты). - использовать упражнения для определения смыслоразличительного значения слов - замена букв в словах, создающих новое значение (полка—пилка—палка).
Помогайте ребенку преодолевать свойственную для слабовидящих неуверенность, учите его проявлять настойчивость и старательность при выполнении домашних заданий по чтению. Желаем успехов! У вас все получится! | |
| |
Просмотров: 265 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |